Мадэ ин Беларусь: конец «партизанского» движения?

Артур Клинов, проект «Т007»

Артур Клинов, проект «Т007»

Артур Клинов, проект «Т007»

Артур Клинов, проект «Т007»

Артур Клинов, проект «Т007»

Артур Клинов, проект «Т007»

Артур Клинов, проект «Т007»

Артур Клинов, проект «Т007»

Артур Клинов, проект «Т007»

Публикуется фрагментами. Полностью читайте в юбилейном номере «pARTisan» #20, который готовится к изданию.

Дискуссия состоялась 3 декабря 2012 года в Галерее «Ў»

Участники:

Валентин Акудович — философ, Ольга Гапеева — поэтесса, лингвистка,  Артур Клинов — художник, литератор, главный редактор «pARTisan», Андрей Кудиненко — кинорежиссер, Сергей Шабохин — художник, куратор, редактор интернет-портала «АртАктивист», Ольга Шпарага — философ, редактор интернет-портала «Новая Европа». Модератор — Татьяна Артимович.

Татьяна Артимович: В этом году «pARTisan» празднует свой юбилей. Появившись 10 лет назад как альтернатива официальному художественному дискурсу, «pARTisan» долгие годы являлся фактически единственной свободной площадкой для печатного художественного высказывания. Сегодня ситуация в художественной среде Беларуси изменилась: современное искусство перестало быть альтернативным. Яркий пример — нынешняя Триеннале современного искусства, где актуальные художественные практики естественно — во всяком случае, это так преподносилось — вписались в официальный контекст.

Но прежде чем обратиться к вопросу актуальности «партизанской» стратегии, хотелось бы затронуть тему, с которой, в принципе, и начинался журнал — какова сегодня концепция (если ее можно очертить) современного арта и культуры? Можно ли определить, для кого белорусское актуальное искусство является сегодня актуальным?

Валентин Акудович: 10 лет назад не только мне, но всем, кого заангажировал «pARTisan», представлялось, что мы знаем, что есть актуальное искусство, для чего оно нужно Беларуси, белорусской культуре и лично каждому из нас. Сегодня, честно говоря, я абсолютно не представляю, что это такое.

При всей широте палитры мнений относительно определения актуального как такового, мне совершенно не понятно, для кого оно актуально и актуально ли оно хотя бы для самого себя? 

Я бы эту ситуацию связал, прежде всего, с тем, что наше время, с точки зрения теоретиков постмодерна, — это время тотального кризиса всех идеологий, эстетических в том числе.

Артур Клинов: Я смотрю на ситуацию более оптимистично. Актуальное искусство сегодня — это то искусство, которое ведет свой интеллектуальный поиск на грани социальных проблем. Да, вы правы, современный мир стремительно меняется. А значит, он ставит перед нами все новые и новые вопросы, дает нам все новый материал для осмысления. Пока искусство будет пытаться на эти вопросы ответить, оно будет оставаться актуальным. Как только оно уходит в сферу чистой формы, — оно теряет нерв.

Оно превращается в холодную игру в бисер, важную только для самих художников, замыкается на себе, становится неинтересным для других, а значит, для этих других не актуальным.

Сергей Шабохин: За последние 40 лет, на мой взгляд, белорусское искусство переживало и переживает много трансформаций. Последние 10 лет мы наблюдаем такие тенденции, как институализация искусства, политизация, обращение художника к зрителю, попытка работать с другими средствами и формами. В широком смысле это все одна тенденция — переход к глобализации. В принципе, белорусское искусство, на мой взгляд, стало частью этого процесса.

Андрей Кудиненко: В то время, когда «pARTisan» появился, мы действительно думали, что все находятся в своих партизанских отрядах, но надо объединяться, чтобы выступить единым фронтом. Но произошло какое-то «размыление» всего. Я часто бываю в жюри различных кинофестивалей и могу констатировать, что, да, сейчас легко снять фильм, но ушла аутентичность, все стали космополитами, само понятие белорусскости растворилось. Что это такое?

Возможно, белорусам нужно заняться поиском каких-то своих вещей, создавать мифологию определенных мест, Полесья, например. Когда-то мы сделали фильм об осмысленной с современной точки зрения оккупации. После этого выходит фильм Лозницы, который к Беларуси вообще не имеет никакого отношения.

То есть Беларусь стала неким общим местом. Даже язык не стал особенностью. Что такое белорусское актуальное?

Ольга Шпарага: Если говорить о концепции современного белорусского искусства, я начала бы с того, а есть ли у современного искусства вообще концепт? Причем, — и это созвучно с тем, что говорили другие эксперты, — я на это смотрю в позитивном ключе и считаю, что задача современного искусства — выходить за пределы всех концепций. Философски говоря, его задача в трансгрессии, в том, чтобы локальные темы переводить на глобальный уровень. Это может быть экология, поиск эстетических средств, артикуляция идентичности — национальной, культурной и т.д.

Мне кажется, современное искусство ни в коем случае не предлагает, как бы нам этого ни хотелось, некий концепт национальной культуры. Современное искусство — это такой маркер. 

Современные художники обнажают нерв современности и маркируют события и проблемы не только для граждан своей страны, но и для тех, кто живет в любом другом месте земного шара. И белорусские художники также пытаются этот нерв обнажить и показать, что в Беларуси «нервная» ситуация, много важных тем, которые могут быть интересны не только для нас.

Татьяна Артимович: Но можно ли все же определить лицо современного белорусского искусства и культуры? Какие бренды или антибренды, ценности оно представляет?

Валентин Акудович: А современный бренд шведского или турецкого искусства можно определить? Если в классическом искусстве, во французском импрессионизма, например, можно было это сделать, то сегодня все рассыпалось. Весь мир культуры и искусства сведен к контенту в интернете, и никто особенно не присматривается, где это сделано — во Франции, Нидерландах или Беларуси. Поэтому рассуждать в тех категориях, когда искусство презентовало какую-то национальную культуру, сейчас уже не приходится. И это не только наша проблема.

Скорее, как Ольга сказала, кто-то нащупал некий «нерв» и обнаружил его в своем творческом акте, который хотя бы на минуту захватил глобальное пространство, потому что в следующую минуту уже появится что-то другое.

Вот и весь бренд. А вообще нам нужно переписывать словарь. Те определения и коннотации, в которых мы пытаемся оценить и понять проблемы современной культуры, уже мало для чего пригодны.

Артур Клинов: Не думаю, что сегодня можно определить белорусский бренд в современном искусстве. Все европейские народы уже давно пользуются одним языком искусства — теми же самыми формами и средствами выражения. На своеобразие могло бы влиять содержание высказывания. Но большинство европейских народов волнуют одни и те же проблемы.

В этом смысле Беларусь — уникальная страна. Она могла бы работать со своим уникальным содержанием, но почему-то этим преимуществом не пользуется.

Андрей Кудиненко: Мне кажется, что со времен наших партизанских отрядов ничего так и не произошло. Ярких событий, которые бы попали в резонанс со зрителем, нет. В основном актуальное искусство направлено на самого художника, его друзей и, возможно, еще пару-тройку кураторов биеннале. Это так и осталось такими маленькими локальными партизанскими выступлениями.

Мы сами наше общество представляем одномерно, и, в принципе, так нас представляют везде — последняя диктатура, и все вокруг этого крутится. И мы никак из этого контекста не вырвемся.

Проблема еще в том, что нет диалога, нет спора, нет площадки для этого спора. Дубавец что-то сказал, тут же  Строцев что-то совсем другое высказал, потом Глобус, и раз — все затихло. А нужны жаркие споры, где никто не выиграет и каждый останется при своем мнении. «PARTisan» — тоже маленькая площадка, о которой мало кто знает и мало кто читает. Он также не стал событием.

Ольга Гапеева: А мне кажется, что эта ситуация — когда нет публичного пространства — легко объясняется. Например, Глобус писал о том, что один человек выдал за свои чужие стихи. И в нормальной стране за такое человека уже бы исключили из Союза. У нас этого не произошло, потому что здесь публичное пространство работает совсем не так, как в западных странах. У нас оно не является таким местом, куда мы можем выйти, что-то сделать видимым — и от этого будет какой-то смысл. Площадки есть, но почему-то функция публичного пространства у нас не срабатывает. Вопрос: почему?

Татьяна Артимович: Таким образом, попытаемся подвести черту: остается ли «партизанская» стратегия актуальной для белорусской культуры и искусства? Или время партизан, действительно, ушло?

Сергей Шабохин: Я писал уже в одной своей статье, что «нулевые», в принципе, прошли под флагом «партизанской»  стратегии, которая оказалась жизнеспособной: журнал «pARTisan», галерея «Подземка», все эти квартирные выставки. Да, тогда «pARTisan» объединил разные сферы, что было крайне необходимо белорусской культуре на тот момент. Есть известная фотосерия Игоря Тишина — «Легкое партизанское движение», где партизаны не стреляли, а просто лежали на столе, ходили в баню и т.д.

Для меня эта серия, которая была создана до появления журнала, буквально предсказала то, что будет с белорусской культурой в течение «нулевых», — такое тихое спокойное партизанское движение, лишенное открытых боев и сопротивления. 

И оно, повторюсь, оказалось жизнеспособным. Оно и сейчас может таким остаться, но при наличии активного сопротивления: «партизанская»  культура как оппозиция официальной культуре и ее засилью. Но пока все это превратилось в такую ностальгию по большому модернистскому авангардному жесту. С другой стороны, возможно, оно не станет жизнеспособным, потому что в самом выражении «партизан» заложено то, что ты пытаешься дистанцироваться, пытаешься уйти, в принципе, не можешь изменить основы.

Ольга Гапеева: Мы должны помнить, что, создавая какой-то новый субъект (скажем, такой, который отличался бы от того, что уже существует в современном дискурсе), мы тем самым продуцируем определенные нормы и правила. Здесь мы возвращаемся к мысли, которую я озвучила вначале, что категория субъекта не описательная, а нормосоздающая.

И где гарантия, что, создав «новый» субъект, мы не начнем воссоздавать шаблоны, которыми пользуются государство или патриархат и т.д.?

Но это не значит, что мы не можем или не должны работать с понятием субъекта. Мне кажется, эта работа как раз и состоит в том, чтобы деконструировать. И партизанщина — очень хорошая стратегия, чтобы «подрывать» в хорошем смысле или деконструировать ту идентичность, которая существует сейчас.

Ольга Шпарага: Накануне дискуссии вышел ролик к 10-летию «pARTisan». Мы обсуждали, что ролик получился самоироничный. Надо отдать должное Артуру Клинову за то, что он осмысливает «pARTisan». Такая функция самокритики, самоанализа — это новая функция, потому что начинался «pARTisan» с чего-то другого.

Когда Артур писал свой манифест, идея заключалась в том, что «партизан» — форма существования белорусской культуры, сегодня же перед нами уже другая форма — форма самокритики, которая сигнализирует о том, что сама культура стала более разнообразной, многомерной и открытой. Я несколько раз уже говорила, что современное искусство не массовое явление, оно по определению партизанское: тихонько продвинуться, поднять вопрос или тему, которая затем всех взбудоражит. Это говорит в пользу журнала «pARTisan».

Андрей Кудиненко: Какие перспективы могут быть у партизана? Или коллаборация, или деградация, или победа — а это невозможно. А что есть коллаборация или деградация? Главное процесс.

Фоторепортаж с дикуссии можно посмотреть в нашей ГАЛЕРЕЕ.

Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.

Использование авторского визуального материала текста строго запрещено. 


Leave a Reply


pARTisan©, 2012-2024. Дизайн: Vera Reshto. Вёрстка: Swagg.byАнтивирус для сайта WordPres СтопВирус

105 queries in 0,273 seconds.