Год 2012 — взрыв коммуникаций

«Радиус нуля. Минск» \ фото Сергея Ждановича

Презентация текста Павла Пряжко «Я свободен» \ фото 34mag.net

«Дворцовый комплекс» \ фото Сергея Ждановича

Юра Шуст, «Лондон», проект «На западе от востока» \ фото pARTisan

Выставка «World Press Photo» \ фото Александра Ждановича, budzma.org

«Блошиный рынок» в Красном дворике \ фото Александра Ждановича, budzma.org

Мишко Шувакович в рамках «Европейского кафе» \ фото Алексея Браточкина

Проект Сергея Кирющенко «Метаболизм живописного пространства» \ фото Александра Ждановича, budzma.org

Выставка «Один и многие» Константина Селиханова \ фото pARTisan

Презентация аудиокниги Владимира Короткевича \ фото Александра Ждановича, budzma.org

«Концерт на траве», хутор Шабли \ фото Александра Ждановича, budzma.org

Концерт «Ляписа Трубецкого» в Вильнюсе \ фото Александра Ждановича, budzma.org

2012 год для белорусской культурной жизни стал годом событий, открытий и неожиданностей. Это отметили участники pARTisan’ского «Cool’ка событий 2012», а также эксперты других медиа, где упоминались и критиковались различные культурные сферы (например, «Персона, событие, скандал, поражение, книга, слово» на Радио «Свобода» или фотографические итоги Ассоциации критиков и кураторов фотопроектов «Аргентум»). Упоминали эксперты и события со знаком «минус» (например, Триеннале современного искусства «Белэкспо-Арт-2012»), что также хорошо: подобные «явления» также получали свою оценку и место в рейтинге, подтверждая, что пока все действительно знаковые события происходят благодаря независимому арт-сообществу Беларуси.

Таким образом, «pARTisan» предлагает еще раз вспомнить достойные внимания культурные явления прошлого года — прежде всего те, которые получили наибольшее количество оценок и комментариев в нашем опросе.

Январь

Презентация альбома «Белорусский авангард 1980-х» из серии «Коллекция Партизана» Артура Клинова. Мероприятие прошло в формате «пати» в стиле 1980-х в Галерее современного искусства «Ў». Впервые в одном месте собралось столько представителей белорусского арт-подполья тех времен. Для многих, особенно для молодежи, хроника арт-процесса 1980-х, а также ряд художников стали открытиями.

Март

Вручение Литературной премии имени Ежи Гедройца. В шорт-лист-2011 попали произведения Владислава Ахроменко «Теория заговора», Альгерда Бахаревича «Малая медицинская энциклопедия» (2-е место), Павла Костюкевича «Сборная Республики Беларусь по неглавным видам спорта» (победитель премии), Артура Клинова «Шалом: военный роман», Александра Лукашука «След мотылька. Освальд в Минске», Андрея Федоренко «Граница» (3-е место). Главный результат этой премии — активизация белорусского литературного процесса. Как отмечает Артур Клинов, у авторов появился стимул быстро дописывать и издавать свои книги, чтобы попасть в список премии следующего года.

Выставка «Радиус нуля. Минск» в рамках независимого исследовательского проекта «Радиус нуля. Онтология арт-нулевых» (завод «Горизонт», Минск; кураторы — Руслан Вашкевич, Оксана Жгировская, Ольга Шпарага). Этот проект чаще всего отмечался участниками нашего опроса. Как и альбом «Белорусский авангард 1980-х», «Радиус нуля» — попытка анализа художественной жизни определенного периода. Уже давно, фактически с конца 1990-х, в Беларуси не было проектов такого масштаба за пределами галерейного пространства. Именно после этого события в художественной среде стали активно обсуждать тему арт-оккупации промышленных зон.

По мнению экспертов, этот проект обозначил важную позицию: переход от простого показа произведений искусства и разговоров (публичные лекции и презентации) к систематическому и глубокому исследованию белорусского контекста. Уже в 2013 году ожидается каталог проекта, куда войдут материалы исследований, а также работы, которые экспонировались на выставке.

Премьера спектакля «Хозяин кофейни» по пьесе Павла Пряжко в Могилевском драматическом театре (режиссер Екатерина Аверкова). Фактически, в Беларуси это первая полноценная постановка автора, почитаемого международной театральной общественностью. Аверковой нелегко было продвигать эту постановку: официальный театральный дискурс сих пор отрицает феномен Пряжко. Но премьера все же состоялась. К сожалению, руководство театра не заинтересовано в дальнейшей судьбе спектакля, поэтому минский зритель, например, до сих пор, так и не увидел постановку (хотя технически привезти ее ничего не стоит). В августе инициативой мультимедийного журнала 34mag.net и проекта «Европейское кафе: открытые лекции о современном искусстве» также был презентован один из новых текстов Пряжко «Я свободен» (состоит из 535 фотографий и 11 комментариев), который вызвал дискуссии и споры, показав интерес зрителей к пьесам такого рода.

Май

Открытие проекта «Дворцовый комплекс» (куратор Михаил Гулин, Дворец Румянцевых и Паскевичей, Гомель, май — июнь). Это была попытка независимых художников работать с государственной институцией в регионе, которая закончилась тем, что часть работ постепенно была снята с экспозиции. Полноценно выставка была представлена только на открытии в Международный день музеев. Сразу после этого с фасада дворца была демонтирована работа Алексея Иванова «За фасадом». Потом исчезли работы Олега Юшкo «Палатка № 6» и Андрея Бусла «Мост». Не в полной мере демонстрировались (были убраны проекции) инсталляции Артема Рыбчинского «Иллюзия места» и Константина Селиханова «Лестница».

Главная причина в данном случае — не цензура (хотя изначальное, более радикальное название проекта «Дворцовый переворот» не было принято дирекцией), а отсутствие в музее квалифицированных специалистов в области современного искусства. Сотрудники, например, убирали звукоряд, сопровождавший инсталляцию, так как он просто мешал им работать. Однако для Гомеля «Дворцовый комплекс» стал настоящим событием. Как отметил Константин Селиханов, возможно, этот проект для отдельных людей просто перевернул мир.

Июль

Презентация книги известного журналиста, издателя и писателя Сергея Дубовца «Майстроўня. История одного чуда» (серия «Библиотека Свободы»), посвященная первому независимому объединению молодежи 1980-х. В книгу вошли интервью с «майстроўцамі», звучавшие на волнах Радио «Свобода» в передаче Дубовца «История одного чуда», героями которой стали Винцук и Арина Вечерко, Дмитрий Колас, Михаил Анемпадистов, Лявон Вольский, Сергей Соколов-Воюш и многие другие. Кроме «Мастроўні» до конца года в серии «Библиотека Свободы» были изданы «Гамбурскі рахунак» Альгерда Бахаревича и «Словарь свободы», также получившие общественный резонанс («Гамбурскі рахунак» даже попал в лонг-лист премии Гедройца).

Август

Выставка «Беларусь — Молодое современное искусство» из коллекции Симона Мраза в Москве в рамках VI Фестиваля коллекций современного искусства (организатор — Галерея «Ў»). Декларирование своей автономности важно для арт-сообщества Беларуси, так как до сих пор, кроме того, что Беларусь в российском пространстве представляется как «Белоруссия», там продолжают существовать стереотипы о провинциальности белорусского искусства. На выставке были представлены работы А.Р.Ч., Алексея Лунева, Сергея Шабохина, Жанны Гладко, Сергея Ждановича.

Сентябрь

Выставка «На западе от востока» (куратор Лена Пренц, белорусская часть европейского исследовательского проекта «Europe (to the power of)», Галерея «Ў», Минск). Кроме важных идейных посылов выставка в очередной раз показала, что белорусский современный арт является абсолютно естественной частью международного арт-процесса. (Это подтверждает тот факт, что белорусскую художницу Марину Напрушкину пригласили принять участие в 7-й Берлинской биеннале, что стало еще одним примером легитимизации белорусского художника в мировом арт-процессе).

Октябрь

Акция Михаила Гулина «Персональный монумент» в рамках проекта «О сложностях публичного высказывания», который был частью международного проекта «Going public», организованного Институтом Гете. Акция представляла собой фотографирование абстрактной скульптуры Гулина, составленной из трех кубов и параллелепипеда, которые он с волонтерами устанавливал на центральных площадях города. На последнем пункте — Октябрьской площади — к ним обратились милиционеры и без определенных причин забрали в отделение, где был составлен протокол об административном нарушении (по версии милиционеров участники акции оказали сопротивление). Михаил Гулин подал в суд, который полностью снял обвинение: видео с камер наблюдения показало, что сопротивление ни художник, ни волонтеры не оказывали. Тем не менее, эта акция продемонстрировала, каким образом даже самые примитивные формы с учетом контекста места и времени могут мгновенно обнажить все политико-социально-культурные проблемы и стать событием в масштабе страны. Некоторые эксперты отметили, что это, пожалуй, самая успешная работа проекта «Going public»: она, действительно, сумела обнаружить проблему.

Ноябрь

Уже на протяжении нескольких десятилетий в Беларусь возвращаются имена. Так, 2012 год прошел под знаком Марка Шагала. Летом на площади Якуба Коласа в центре Минска была организована выставка репродукций картин Марка Шагала «Художник и Город», а в ноябре в Национальном художественном музее открылась выставка его графических произведений «Марк Шагал: жизнь и любовь». Работы были представлены Музеем Израиля. Параллельно работала вторая выставка — «Художники Парижской школы». Экспозиция включала произведения художников «парижской школы», уроженцев Беларуси, в том числе известного Хаима Сутина. Выставлены были и работы Марка Шагала, подаренные Национальному музею белорусским банком.

Декабрь

Впервые в Беларуси была показана выставка победителей прошлогоднего конкурса «World Press Photo» (Галерея современного искусства «Ў», Минск). Такого количества посетителей галерея не помнит за всю историю своего существования. С первых рабочих минут и до закрытия в зале находились толпы людей, что говорит о спросе в белорусском обществе на большие культурные события.

Кроме этих событий, следует отметить тенденции, характерные для прошлого года.

Неожиданно актуальным, как отмечали эксперты, стал тренд — искусство вышло на улицу! В официозных и негосударственных медиа начались дискуссии вокруг стрит-арта и неформального искусства, результатом которых стали различные мероприятия в этой сфере. Здесь стоит еще раз упомянуть проекты «Художник и город» и «Going public», а также временное установление в сквере Симона Боливара стеклянной скульптуры «Коридор вечности» победителя проекта «Арт-город» Антона Кудряшова. Появился независимый журнал о стрит-арте «SIGNAL», команда которого в течение года привозила в Минск известных российских стрит-художников.

Минские власти дали разрешение на проведение на улице Карла Маркса ярмарок и концертов, проходивших каждые выходные в течение лета. Правда, первый «уличный Бродвей», как его называла молодежь между собой, не обошелся без скандала. Выступление молодого музыканта Андруся Такинданга собрало толпу молодежи. Уже после первых песен на улице появился автозак, и сотрудники в форме были готовы прекратить мероприятие. Тем не менее представитель минского исполнительного комитета показал все бумаги с разрешением, и автозак уехал. После этого вопросы больше не возникали. Хотя, если честно, для того, чтобы в Минске появился настоящий «уличный Бродвей», не хватает главного — вольнага паветра. Особенно это стало очевидно во время праздника города, когда все места, где происходили концерты и другие мероприятия, были оцеплены ОМОНом.

Возник феномен Красного дворика на Революционной улице, где все лето также проходили концерты и просмотры фильмов, а накануне Рождества молодежь устроила праздничный «блошиный рынок». Возник вопрос создания независимого творческого пространства, и уже в начале нового года в одном из промышленных зданий Минске открылся крупный креативный кластер «ME100».

Активно проявляла себя образовательная сфера: появился ряд инициатив, целью которых было дать начало постоянной рефлексии по поводу культурной жизни Минска и страны. По мнению многих, такого количества лекций, дискуссий и программ в Минске не было никогда (проекты Школы фотографии и Галереи «Nova», Галереи «Ў», проект «Арт-критика?», «Европейское кафе»). Выступали известные белорусские специалисты, приезжали иностранные гости (сербский художник и куратор Мишка Шувакавич, немецкий куратор Барбара Штейнер, молдавский художник Стефан Русу, польский куратор Иоанна Варша, художник Давид Радишевский и др.).

Проявили себя и галерейных площадки: активно действовала галерея «Nova» (ежемесячные выставки и показы фильмов по вторникам), организовывались выставки в галерее Белорусского союза дизайнеров, интересные проекты проходили в Музее Заира Азгура (выставки «Один и многие» Константина Селиханова, проект «X -Tradition» Вячеслава Иноземцева, театр «InZest»). Запомнился минчанам масштабный персональный проект Сергея Кирющенко «Метаболизм живописного пространства».

Философ Валентин Акудович закончил свою «Книгу о Ничто», презентация которой состоялась во время его лекции «Метафизики отсутствия: как возможно невозможное?» в Галерее «Ў» в рамках публичных лекций «URBI ET ORBI» образовательного проекта «Летучий университет». Приятной неожиданностью стал аншлаг, который собрала ноябрьская презентация аудиокниги произведений Владимира Короткевича в Пушкинской библиотеке.

Музыкальное лето в Беларуси, кроме «уличного Бродвея», прошло под знаком openair, форма которого стало еще одной возможностью для музыкантов альтернативно существовать в неблагоприятных для них обстоятельствах, например, высокие арендные ставки клубов. Владимир Шаблинский в качестве площадки предложил свой собственный хутор Шабли, где прошел ряд крупных фестивалей: «Пикник.by», «Концерт на траве», «Шаманы Шабли», «Вольнае паветра», на которые съезжались сотни людей со всей Беларуси.

П. С. Редакция журнала «pARTisan» поздравляет философа и литератора, а также одного из легендарных pARTisan’ских авторов Игоря Бабкова с рождением сына Богдана, событием, которое, действительно, является знаковым и незабываемым на всю жизнь!

На обложке материала работа Антонины Слободчиковой «Яно тут», проект «Дворцовый комплекс».

Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.


Leave a Reply


pARTisan©, 2012-2024. Дизайн: Vera Reshto. Вёрстка: Swagg.byАнтивирус для сайта WordPres СтопВирус

108 queries in 0,306 seconds.