© pARTisan #13’2011
«…После» (реальное шоу для театра в одном действии), театр «ИнЖест».
Автор идеи и режиссер — Вячеслав Иноземцев.
Автор музыки — Виталий Артист (группа «beZ bileta»).
Видеоарт — Матвей Сабуров.
Роли исполняют: Светлана Белоусова, Светлана Косенко, Дмитрий Скачков, Михаил Умпирович, Вячеслав Иноземцев, Сергей Мосько, Катерина Демченко, а также студийцы театра.
Премьера состоялась 30 апреля 2006 года.
Заполненное клубами дыма пустынное пространство. Одинокая фигура в балахоне застыла в молитвенной тишине. Из полиэтиленовой шевелящей массы отделяется «младенец», его как будто вытолкнули наружу. Он обнажен и беззащитен. Его стопы медленно щупают поверхность, он осторожно расправляет свое сморщенное тело. «Младенец» зажигает факел — отсветы пламени скользят по холодным стенам «пещеры». Что случилось? Где я? Что я? Пламя «взрывается». Стоп. Музыка обрывается. Опускается пожарный занавес. «Младенец» растерянно топчется на месте. Между ним и зрителем возникает глухая железная стена. Он остается там, мы оказываемся здесь.
Личность и система — личность, противостоящая или подчиняющая системе, система, создающая и пожирающая своих детей — мотив, который в различных вариациях возникает почти в каждом спектакле «ИнЖеста», театра, который в начале 1980-х и возник как форма непослушания, протест против существующей тогда (как в театре, так и в обществе) системы. Игра и карнавал как формы оживления мертвых «ритуалов» стали основными ориентирами для театральной труппы.
«Мне всегда очень не нравился пафос и официоз советской действительности, просто до какого-то физического неприятия, до зубной боли. Ритуальная форма, связанная с коммунистическими съездами, сама лексика — понятно, что это был «большой» стиль, — но меня все это приводило в ужас. Мы выросли на этом неприятии. Выходишь из школы, красный галстук в карман — и становишься обычным ребенком» (из интервью с Вячеславом Иноземцевым).
Это сопротивление продолжается до сих пор. Не только потому, что система, приспособившись, успешно продолжила свое существование. Но — «младенец» повзрослел и заметил, что система в принципе лежит у основания человеческого физического бытия. Быть в системе — главное правило игры. Система может быть очевидной, тогда ее легко опознать и даже преодолеть (любая форма власти как система, общество как система и т.д.).
Однажды обнаруживаешь другую сторону системы. Человеческое тело тоже есть система: оно ограничивает свободу, диктует желания и управляет волей. Для чего тогда все это? Для тишины, которая дальше? Из бесконечного ряда вопросов — политических, социальных, философских, религиозных — соткан спектакль «…После». Тем не менее, Вячеслав Иноземцев остается верен себе: не уныние, а ирония, не драма, а — «реальное шоу».
…Пожарный занавес жестко останавливает безобидное действо рождения «младенца». Сцена осталась по ту сторону железной стены. Публика недоумевает: действительно пожар (пауза затянулась, идет дым) или часть представления? Ропот и смешки. Какие-то люди, возмущенные происходящим, встают со своих мест и собираются покинуть зал. Но — двери оказываются запертыми.
Люди стучатся, бегают от одной двери к другой. Нарастает паника. На железном занавесе появляется странное мерцание. «Бунтари» осторожно поднимаются на просцениум. Стена притягивает их, как магнит. Они прикасаются к ней и вдруг прилипают, полностью попадая в зависимость от нее. Распределение ролей свершилось: эти люди — «Избранные», участники шоу, которому только предстоит начаться.
Уничтожение границы между сценой и зрительным залом — не только дань игровому театру, но и попытка исследовать грань между жизнью и игрой (театром), каждый раз проверять их возможности. В «…После» эту роль пожарный занавес, который постепенно из декорации превращается в полноценного героя спектакля (преграду, с которой будут бороться). Он замыкает актеров и зрителей в единый бункер, благодаря чему возникает ощущение «реальности» происходящего (актеры и зрители перемешаны).
Понятно, что это шоу, но такая близость к происходящему делает зрителя беззащитным. «Пока у меня есть билет, я знаю, что в театре. Пока в театре». Покинув зал, зритель попадет в «бункер» другого реального шоу, где распределение ролей не так очевидно: нет видимых стен и запертых дверей. Пока же зрителю остается на протяжении всего спектакля наблюдать и задавать себе вопрос: какова моя роль во всем этом? Я пассивный соглядатай или непосредственный участник? Кто сейчас на сцене — другие или…я? «Избранным» мог оказаться и я, стоило лишь проявить свое непослушание и решиться покинуть зрительный зал, я ведь хотел!?
«Раздеться!» — вторгается в сознание искаженный механический голос. Кому он принадлежит? Может, это заговорила стена? «Избранные» пытаются игнорировать приказ: неловко и стыдно на глазах у зрителей оказаться нагишом. Однако непослушание чревато наказанием: невидимые силы избивают «Избранных». «Готов, всегда готов!» — немо кричат они, покорно стягивают с себя будничную городскую одежду, оказываясь в одинаковых серых грязных робах.
Но невидимому этого мало. Нужно окончательно приручить, подавить волю и желания. «Руки на стену, ноги расставить!» — через людей пропускают разряд тока. «Стать на колени, отбросить голову назад!» — ток. «Снять штаны, наклониться вперед!» — ток.
Сначала «Избранные» сопротивляются. Однако боль и животный страх пронизывают тело, заставляя забыть о достоинстве. Униженные и сломленные, они покорно занимают выделенные для них ячейки на пожарном занавесе. Как будто видишь ожившую картинку из романа Замятина или Оруэлла. Приручение состоялось.
Иноземцев не пытается угодить сидящему в зале зрителю, который ждет от спектакля привычной театральной динамики. События «…После» развиваются последовательно — спокойно, неторопливо, как в жизни. Периодически возникают паузы, наполненные ожиданием: что дальше? Тишины не будет. Сознание человека еще живо — пока «система» спала, «Избранные» попытались бежать, — поэтому его нужно окончательно задушить. «Руки на стену, ноги расставить!.. Стать на колени, открыть рот, отбросить голову назад!.. Снять штаны, наклониться вперед!» — «Избранные» механически выполняют знакомые телодвижения. Ослушаться больше нельзя.
Тем не менее это не драма, а шоу, поэтому тень трагического, которая периодически появляется в зале, разрушается иронией. Комичны фигуры «Мрачного старика» (то ли бомжа, то ли местного дед мороза) и юной пионерки, бодро звонящей в колокольчик («будильник» для Голоса). Это отрицательные персонажи, но зритель смеется над ними, побеждая таким образом страх.
Наконец, под веселую музыку, озаренный многочисленными цветными прожекторами, появляется главный «комик» — «Ведущий» этого представления. В белом гриме и золотом пиджаке, он абсолютно не страшный, скорее, забавный и очень милый. «Ведущий» поднимается в ячейку к каждому «Избранному», почтительно здоровается с мужчинами и галантно целует руку девушкам.
Шоу продолжается! «Счастливчики» в ячейках — они попали в TVshow! — улыбаются и танцуют, «Ведущий» собирает аплодисменты. Теперь внимание: — хит программы! «Избранные» становятся участниками компьютерной игрушки: бродят по виртуальным туннелям (проекция на занавес), ищут сокровища, бегут от зловещих черепов, ускоряются, теряются в толпе своих виртуальных двойников.
You lost, ты всегда lost. Game is over.
В кульминационный момент действия, как и должно быть в сказке, когда надежды на спасения уже не осталось, появляется «Герой», великан в богатырских доспехах. Он явился осуществить свою миссию: освободить угнетенных и порабощенных. Гигантскими шагами «Герой» направляется к сцене и ударом огромного меча уничтожает комика-злодея. Со стены летят искры: сейчас рухнет? Но злодей не погиб, он просто… спит?
«Герой» не знает, что делать: такое развитие событий не предусмотрено его программой, поэтому с гордо поднятой головой он — уходит?! «Избранные» снова пытаются бежать. Опять — пионерка-«будильник», поэтому — «Руки на стену, ноги расставить!.. Стать на колени, открыть рот, отбросить голову назад!..» Пауза. Неужели пожалеет? «Снять штаны, наклониться вперед!» — пощады не будет. Теперь даже не ячейки: голос приказывает карабкаться под потолок и заковать себя в цепи.
Под глухой бархатистый голос Федора Шаляпина, проснувшийся «комик» начинает свое торжественное восхождение по стене. «Избранные» барахтаются около.
Внезапно они отталкиваются, и цепи, которые их связывают, становятся крыльями. Преодолев силу гравитации, люди, закованные в цепи, парят в воздухе.
Титры: — шоу закончилось. Но человек, — закончился ли он? Медленно поднимается железный занавес, молчаливая двуликая фигура зовет «Избранных» по ту сторону. Они переходят рубеж. Медленно ползут вверх их огоньки-жизни, летит пепел. Теперь — тишина. This is the end?
Зачем все это началось и случилось, если снова погружаешься в ничто? Какой смысл и есть ли он, если в результате нет злого, как и нет доброго?
Человек встает. Ответа нет, но трагическому в этой истории места нет, во всяком случае, не тут и не теперь. Актеры начинают ритуальные движения, перерастающие в дикий танец, перемещаясь из зрительного зала в фойе, а затем на улицу. Люди танцуют, изгоняя бесов прочь. Барабан отбивает ритм, выбивая стыдливость и покорность, возвращая «младенцев» к первобытной свободной стихии.
11 февраля в 20-00 (Дворец культуры железнодорожников, Чкалова, 7) в рамках первого форума пластических и танцевальных театров Беларуси «ПлаSтформа-Минск-2013» состоится показ спектакля «…После».
Фотографии © another.by
Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.