Дарья Нуждина: персональный дебют

Дарья Нуждина, из цикла «Лица города»

Дарья Нуждина, из цикла «Лица истории»

Дарья Нуждина, из цикла «Лица истории»

Дарья Нуждина, из цикла «Лица города»

Дарья Нуждина, из цикла «Персоны»

Дарья Нуждина, из цикла «Персоны»

Дарья Нуждина, экспозиция выставки

Дарья Нуждина, персональная выставка «Лица»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи, Минск \ 6.02. – 3.03.2013

«Откуда я?
Зачем тут стою?
Что вижу?
Где же я?»

Д.Хармс, 1929

Как объяснить запоздалую тягу уже взрослого человека к художественной практике, к искусству? Как она возникает в условиях отсутствия полноценной культурно-художественной среды, эстетического воспитания, сопровождающих постсоветского человека с детства?

В условиях изоляции не только от современной мировой художественной культуры, но и от собственного культурного наследия?

Как вопреки всему этому удается обнаружить и выстроить в себе художника с новым взглядом на мир и себя самого?

В личной беседе Дарья Нуждина  признается, что пять лет назад, до того, как пришла в арт-студию «Остров», была другим человеком. Практика в студии, почти ежедневное общение со своим учителем Алексеем Ивановым, необходимость принимать самостоятельные решения и незаметная постороннему взгляду внутренняя работа — все это  сформировало потребность заниматься творчеством.

Живопись занимала все больше пространства в жизни Дарьи. Появилась необходимость познать то, о чем раньше она просто не задумывалась, и что не представляло какой-либо ценности в прежней жизни. Обращение к себе посредством творческой практики провоцирует интерес к современной литературе, театру, кино, философским текстам – и везде она ищет ответы на свои вопросы. Ее собственный душевный мир и мир окружающий смыкаются.

Она открывает для себя новых художников, неизвестных ранее:

«Очень впечатлил Йозеф Бойс. Для него искусство стало в первую очередь инструментом обращения к человеку. Для меня этот художник является знаковым – он заставляет задуматься над тем, что ты делаешь в искусстве, для чего тебе искусство и  нужно ли тебе вообще им заниматься?

Какова твоя позиция в искусстве – это самое важное. 

Бойс помог мне осмыслить то, что происходит вокруг меня. Мои педагоги, которые видят свою работу как процесс просвещения и обучения  с помощью современной культуры, и сама деятельность студии «Остров» — это работающий манифест Бойса. Живопись, на мой взгляд, остается актуальной и незаменимой. Это самый доступный язык, которым пользуются люди, испытывающие потребность в искусстве» (из текста Д.Нуждиной к выставке «Лица»).

Цикл первый: «Лица истории»

Они приходят из прошлого. Прототипами послужили фотоизображения, найденные автором в интернете: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Павел Флоренский и др., а также образы эпохи 20-х – фотографии Александра Родченко «Пионерка», «Горнист».

Художник исследует своих героев, всматриваясь в их исторические судьбы, подпадая под очарование их творчества. Автор использует тюремные фотографии (профиль / анфас) репрессированных в ХХ веке духовных бунтарей – знаковых представителей литературы, философии, искусства, словно повторно «архивируя»  их в цикле «Лица истории». Подлинность, жертвенность, неисчерпаемость живой уходящей силы серебряного века натыкается на бесчувственность гипсовой романтики и пафос грядущего «светлого будущего».

Пропуская через себя далекие образы прошлого, художник узнает их все ближе, словно примеряет их «посмертные маски». Автор максимально приближается к ним, ликвидируя временные границы, пробует войти в их круг, становится свидетелем трагических судеб, строит свое понимание истории.

Цикл второй: «Лица города»

Следующий цикл — «Лица города» — рождается из непосредственного контакта художника  с городским пространством. Случайные прохожие, люди, которые оказываются рядом с нами. Аморфность толпы, составляющей неразличимое целое.

Автор пробует идентифицировать образ горожанина (а также себя самого), исследуя реальность, в которой находится.

Спонтанно, словно соперничая с фотографией, стремится зафиксировать на живописной осязаемой поверхности интуитивное внутреннее ощущение Другого и Себя Неизвестного. Происходит демонтаж реального объекта, последующая сборка которого открывает нам нечто важное, ранее невидимое.

Особое место в экспозиции неожиданно занимает голубой женский портрет, помещенный на выставочную афишу. Он заставляет вспомнить иконографию буддистской живописи, с синими божествами и их аватарами, которые воплощались с благородной целью в низших сферах бытия. Неоновый свет, угаданность жеста, фиксирующие одновременно некую случайность и вечность, усиливают ощущение присутствия чего-то странного, скрытого, нечеловеческого в человеке, возможно, в каждом из нас. Возникает параллель с известным  фильмом Джеймса Кэмерона, в котором возникает проблема взаимодействия двух цивилизаций: человеческой и иной, чужой. Портрет словно вмещает в себя обе эти ипостаси.

«Нечеловеческое. То, что не есть человек, нечто иное…
Нечеловеческое. Его подлинное имя – Иное…»

В. Сегален (французский поэт)

Человеческое лицо, очевидно, обладает способностью отражать дух времени, радикальные перемены в истории и культуре.

Можно даже говорить и о реинкарнации человеческой породы в надежде на обретение нового лица.

Цикл третий: «Персоны»

Завершающий цикл «Персоны» — рефлексия художника на срез массмедийного пространства, процесс художественного осмысления повседневности, превращающейся в историю. В «Персонах» угадываются важные люди наших дней – чиновники, политики (вип-пространство). Они являют собой новоиспеченную элиту с ее претензией на респектабельность, соседствующую с приземленностью и утилитарностью интересов и запросов.

Большинство выставленных работ исторического цикла выполнено гуашью или акрилом на грубой серой упаковочной бумаге. Они принципиально монохромны, с подчеркнуто выраженной рельефной поверхностью, что помогает художнику с экспрессивной откровенностью выразить тревогу и трагизм времени. А вот в зоне вип-персон, где действие разворачивается по законам театральной драматургии с абсурдистской интонацией, автором используются яркие синие, зеленые, красные маски-личины.

Персонажи цикла вызывают неожиданные ассоциации с героями творчества Алексея Жданова. Мы становимся свидетелями процесса трансформации социума периода «мутанта Семенова» из 80-х.

Невольно принимая эстафету, Дарья Нуждина как бы продолжает исследовать дрейф «генотипа» гомо советикус.

***

Выставка «Лица» проходила в учреждении образования — Национальном центре художественного творчества детей и молодежи, где обычно показывают работы детей и учащейся молодежи. Это невольно заставляет нас задуматься о состоянии профессионального художественного образования, точнее, о его кризисе.

По словам руководителя арт-студии «Остров» Юрия Иванова, «феномен Даши Нуждиной показывает, что для готовности к собственным убедительным и оригинальным творческим высказываниям не требуется диплом об окончании высшего художественного заведения. Минуя путь академической схоластики с её культом «правильного рисования», автор выбирает иную позицию — предельную упрощённость и условность изображаемого реального пространства и событий».

Алла Шарко

Фотографии © Алексея Иванова, Катерины Зайцевой

Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.

При перепечатке статьи использование авторского визуального материала запрещено. 


Leave a Reply


pARTisan©, 2012-2024. Дизайн: Vera Reshto. Вёрстка: Swagg.byАнтивирус для сайта WordPres СтопВирус

104 queries in 0,263 seconds.