Дарья Нуждина, персональная выставка «Лица»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи, Минск \ 6.02. – 3.03.2013
«Откуда я?
Зачем тут стою?
Что вижу?
Где же я?»
Д.Хармс, 1929
Как объяснить запоздалую тягу уже взрослого человека к художественной практике, к искусству? Как она возникает в условиях отсутствия полноценной культурно-художественной среды, эстетического воспитания, сопровождающих постсоветского человека с детства?
В условиях изоляции не только от современной мировой художественной культуры, но и от собственного культурного наследия?
Как вопреки всему этому удается обнаружить и выстроить в себе художника с новым взглядом на мир и себя самого?
В личной беседе Дарья Нуждина признается, что пять лет назад, до того, как пришла в арт-студию «Остров», была другим человеком. Практика в студии, почти ежедневное общение со своим учителем Алексеем Ивановым, необходимость принимать самостоятельные решения и незаметная постороннему взгляду внутренняя работа — все это сформировало потребность заниматься творчеством.
Живопись занимала все больше пространства в жизни Дарьи. Появилась необходимость познать то, о чем раньше она просто не задумывалась, и что не представляло какой-либо ценности в прежней жизни. Обращение к себе посредством творческой практики провоцирует интерес к современной литературе, театру, кино, философским текстам – и везде она ищет ответы на свои вопросы. Ее собственный душевный мир и мир окружающий смыкаются.
Она открывает для себя новых художников, неизвестных ранее:
«Очень впечатлил Йозеф Бойс. Для него искусство стало в первую очередь инструментом обращения к человеку. Для меня этот художник является знаковым – он заставляет задуматься над тем, что ты делаешь в искусстве, для чего тебе искусство и нужно ли тебе вообще им заниматься?
Какова твоя позиция в искусстве – это самое важное.
Бойс помог мне осмыслить то, что происходит вокруг меня. Мои педагоги, которые видят свою работу как процесс просвещения и обучения с помощью современной культуры, и сама деятельность студии «Остров» — это работающий манифест Бойса. Живопись, на мой взгляд, остается актуальной и незаменимой. Это самый доступный язык, которым пользуются люди, испытывающие потребность в искусстве» (из текста Д.Нуждиной к выставке «Лица»).
Цикл первый: «Лица истории»
Они приходят из прошлого. Прототипами послужили фотоизображения, найденные автором в интернете: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Павел Флоренский и др., а также образы эпохи 20-х – фотографии Александра Родченко «Пионерка», «Горнист».
Художник исследует своих героев, всматриваясь в их исторические судьбы, подпадая под очарование их творчества. Автор использует тюремные фотографии (профиль / анфас) репрессированных в ХХ веке духовных бунтарей – знаковых представителей литературы, философии, искусства, словно повторно «архивируя» их в цикле «Лица истории». Подлинность, жертвенность, неисчерпаемость живой уходящей силы серебряного века натыкается на бесчувственность гипсовой романтики и пафос грядущего «светлого будущего».
Пропуская через себя далекие образы прошлого, художник узнает их все ближе, словно примеряет их «посмертные маски». Автор максимально приближается к ним, ликвидируя временные границы, пробует войти в их круг, становится свидетелем трагических судеб, строит свое понимание истории.
Цикл второй: «Лица города»
Следующий цикл — «Лица города» — рождается из непосредственного контакта художника с городским пространством. Случайные прохожие, люди, которые оказываются рядом с нами. Аморфность толпы, составляющей неразличимое целое.
Автор пробует идентифицировать образ горожанина (а также себя самого), исследуя реальность, в которой находится.
Спонтанно, словно соперничая с фотографией, стремится зафиксировать на живописной осязаемой поверхности интуитивное внутреннее ощущение Другого и Себя Неизвестного. Происходит демонтаж реального объекта, последующая сборка которого открывает нам нечто важное, ранее невидимое.
Особое место в экспозиции неожиданно занимает голубой женский портрет, помещенный на выставочную афишу. Он заставляет вспомнить иконографию буддистской живописи, с синими божествами и их аватарами, которые воплощались с благородной целью в низших сферах бытия. Неоновый свет, угаданность жеста, фиксирующие одновременно некую случайность и вечность, усиливают ощущение присутствия чего-то странного, скрытого, нечеловеческого в человеке, возможно, в каждом из нас. Возникает параллель с известным фильмом Джеймса Кэмерона, в котором возникает проблема взаимодействия двух цивилизаций: человеческой и иной, чужой. Портрет словно вмещает в себя обе эти ипостаси.
«Нечеловеческое. То, что не есть человек, нечто иное…
Нечеловеческое. Его подлинное имя – Иное…»
В. Сегален (французский поэт)
Человеческое лицо, очевидно, обладает способностью отражать дух времени, радикальные перемены в истории и культуре.
Можно даже говорить и о реинкарнации человеческой породы в надежде на обретение нового лица.
Цикл третий: «Персоны»
Завершающий цикл «Персоны» — рефлексия художника на срез массмедийного пространства, процесс художественного осмысления повседневности, превращающейся в историю. В «Персонах» угадываются важные люди наших дней – чиновники, политики (вип-пространство). Они являют собой новоиспеченную элиту с ее претензией на респектабельность, соседствующую с приземленностью и утилитарностью интересов и запросов.
Большинство выставленных работ исторического цикла выполнено гуашью или акрилом на грубой серой упаковочной бумаге. Они принципиально монохромны, с подчеркнуто выраженной рельефной поверхностью, что помогает художнику с экспрессивной откровенностью выразить тревогу и трагизм времени. А вот в зоне вип-персон, где действие разворачивается по законам театральной драматургии с абсурдистской интонацией, автором используются яркие синие, зеленые, красные маски-личины.
Персонажи цикла вызывают неожиданные ассоциации с героями творчества Алексея Жданова. Мы становимся свидетелями процесса трансформации социума периода «мутанта Семенова» из 80-х.
Невольно принимая эстафету, Дарья Нуждина как бы продолжает исследовать дрейф «генотипа» гомо советикус.
***
Выставка «Лица» проходила в учреждении образования — Национальном центре художественного творчества детей и молодежи, где обычно показывают работы детей и учащейся молодежи. Это невольно заставляет нас задуматься о состоянии профессионального художественного образования, точнее, о его кризисе.
По словам руководителя арт-студии «Остров» Юрия Иванова, «феномен Даши Нуждиной показывает, что для готовности к собственным убедительным и оригинальным творческим высказываниям не требуется диплом об окончании высшего художественного заведения. Минуя путь академической схоластики с её культом «правильного рисования», автор выбирает иную позицию — предельную упрощённость и условность изображаемого реального пространства и событий».
Алла Шарко
Фотографии © Алексея Иванова, Катерины Зайцевой
Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.
При перепечатке статьи использование авторского визуального материала запрещено.