ВЕЧНОЕ В МГНОВЕННОМ: стрит-арт Андрея Бусла

Андрей Бусел «Aeternus et momentum» / Минск, 2011

Андрей Бусел «Aeternus et momentum» / Минск, 2011

Андрей Бусел «Aeternus et momentum» / Минск, 2011

Андрей Бусел «Aeternus et momentum» / Минск, 2011

Андрей Бусел «Aeternus et momentum» / Минск, 2011

Андрей Бусел «Aeternus et momentum» / Минск, 2011

Андрей Бусел «Aeternus et momentum» / Минск, 2011

Андрей Бусел «Aeternus et momentum» / Минск, 2011

Архив! pARTisan #17’2011

С 23 июня по 22 июля 2011 года в Галерее современного искусства «Ў» был реализован проект «Aeternus et momentum». В его рамках состоялись выставка беларусского художника стрит-арта Андрей Бусла, дискуссия о стрит-арте и экспериментальный музыкальный концерт.

В основе концепции проекта «Aeternus et momentum» лежат несколько идей. Первая — это привнесение новых смыслов в современное пространство города и его повседневность посредством современной художественной практики street-art. Вторая идея касается создания новых коннотаций в отношении общепризнанных мировых шедевров эпохи Ренессанса. Третья идея — это попытка сделать видимым минских художников street-art и включить уличное искусство в торговый оборот отечественного художественного рынка.

В начале хотелось бы сказать несколько слов о технике, которую использовал художник Андрей Бусел. Это cut-out, или принты, предварительно обработанные на компьютере (если это необходимо) изображения, распечатанные на бумаге. После распечатки принт-изображение наклеивают на выбранную художником стену и дорабатывают. Андрей Бусел также дополнительно создал и доклеил складки одежды из бумаги, выводя таким образом изображение из одной плоскости во внешнее пространство. Этот прием позволил фигуре стать объемной, наклеенный принт воспринимался уже не двухмерно, а трехмерно, как скульптура. Дополнительное использование баллонов и краски позволило художнику соединить эти два пространства (стену и непосредственно само помещение).

По словам Андрея, в каждой работе он использовал разные средства: баллон, краски, клей для того, чтобы, например, «состарить» принт, обрывал художник бумагу, где-то, наоборот, дорисовывал детали. В результате работы Андрея, выглядят как трансформированные, переосмысленные образы произведений классических художников, проступающие сквозь время и пространство, как призраки или фрески.

К сожалению, подобные принты недолговечны: если работа расположена в здании, то ее «век» длится не более двух месяцев, а если на внешней стене, и того меньше.

Для художников street-art характерно разрабатывать и использовать свой «уникальный логотип». У Андрея Бусла таким «логотипом» являются произведения мастеров Ренессанса, как «логотип-эталон» высокого и вечного искусства в сознании человека. Выполненные им работы располагались, как правило, в заброшенных, разрушенных зданиях города, местах, которые являются временными жилищами бездомных людей.

Специфичная локализация и ренессансные изображения артикулировали и усилили противопоставление вечного и мгновенного (aeternus et momentum), высокого и уличного искусства, объединив в едином моменте урбанистические постройки и типовые спальные районы Минска середины 20 века с мировыми шедеврами Ренессанса.

Этот прием позволил создать новые коннотации работ общепризнанных мастеров мирового искусства и Минска.

Выставлять street-art произведения в пространстве галереи за рубежом давно стало обычной и распространенной практикой. Это реализуется разными способами, например демонстрацией фото\видео документации, перенесением художниками своих проектов на стены галереи (в этом случае пространство для экспозиции должно быть очень большим), или на холст. Поэтому выставлении работ Андрея Бусла в формате фотографий было, с одной стороны, продолжением зарубежного опыта, с другой, обусловлено невозможностью проведения легитимной выставки в разрушенных зданиях (именно в них располагается большая часть его работ).

Поэтому работы street-художника были представлены в экспозиции в качестве больших фотографий (отснятых в течении 2-х лет), распечатанных на холсте и натянутых на подрамники. Пространство галереи, как говорят сами ее работники, никогда еще не претерпевало таких изменений. Выставочное поле было разделено на два зала и окрашено в темно-серый и белый цвета. Первый зал был освещен верхним светом, другой локальными подсветками для каждой работы. Второй зал должен был дать возможность почувствовать места, где были сделаны работы художника, а именно, подвалы, заброшенные и полуразрушенные здания и стены, с подтеками и обвалившейся штукатуркой.

Отдельно хотелось бы отметить состоявшийся в рамках проекта совместный концерт электронного музыканта и классических исполнителей, которые под впечатлением работ Андрея пошли на музыкальный эксперимент, использовав в своем музыкальном синтетическом высказывании классические музыкальные произведения и шумы города, традиционные инструменты и современные технические средства.

Проект «Aeternus et momentum» оказался важным событием для Минска и Беларуси. На открытие выставки пришло большое количество человек. Стоит сказать, что среди них были не только «завсегдатаи», постоянные посетители галереи, но также и «новые лица», представители субкультуры street-art. Достаточно активно отреагировали на выставку и представители street-art культуры. Некоторые из них присутствовали на дискуссии, где поднимались вопросы о способах экспонирования street-art в галерее, о том, нужно ли это делать? Что такое street-art? Какие его цели? Так же говорили о том, как это направление трансформировалось за 20 лет, и как расширяется его лексика и эстетическая выразительность.

В рамках круглого стола наиболее обсуждаемым вопросом было взаимодействие зрителя и художника street-art. Была высказана идея о том, что зритель street-art — это особенный, эксклюзивный человек, которому не надо пространство галереи или же карта с месторасположением работ street-art (как это делается, например, в Лондоне). Такой зритель — это уже определенная, в некотором роде привилегированная аудитория, и расширять ее с помощью помещения работ художников street-art в пространство галереи не имеет смысла: теряется элемент неожиданности, который обычно присутствует при встрече зрителя с произведением street-art.

Психологическая настроенность человека, который идет на выставку street искусства или путешествует по городу со street-art гидом забирают у зрителей эту привилегию. 

Прозвучало в рамках круглого стола и другое мнение: перенесение street-art работ в пространство галереи не только лишает зрителя элемента неожиданности, но и вносит новые дополнения. Например, знакомит с новыми современными практиками искусства (в данном случае со street-art), с иным способом видения городского пространства (это то, что предлагает street-art), а так же расширяет аудиторию street-art. Все это, по мнению многих участников дискуссии, является вполне адекватной и современной стратегией арт-рынка.

Здесь так же стоит отметить еще несколько обсуждаемых на дискуссии важных и взаимосвязанных между собой тем, например, сохранения аутентичности автора и его работ с привнесением произведений street-art в галерею и их появлением на арт-рынке.

Можно ли произведения street-art считать аутентичными, если работы выставлены в галерее и продаются? Не утрачивается ли при этом естественный порыв художника высказываться в пространстве города? Возможно, ли сохранить баланс между рыночными стратегиями, существующими в мире искусства и интенциями художника?

Безусловно, стратегии рынка влияют на всю нашу жизнь, включая и артистическое пространство. И как показывает мировая история, практически все суб- и контр- культурные явления рано или поздно становились мэйнстримом. Опасения художников, аудитории и критиков в этом случае оправданы: здесь сложно спрогнозировать, каким образом измениться творчество художника, когда его работы попадут в рыночный товарооборот. Поэтому рассуждения о том, что street искусство непременно погибнет, станет коммерческим (с негативным оттенком), превратится в «попсу», закономерны и логически оправданы в рыночном мире, но они существует абсолютно во всех сферах искусства.

Не «погибнуть» и сохранить себя в мире коммерциализации сегодня является задачей «номер один» для современного художника. Это касается не только street-art, но всех художников в целом, которые изначально не стремятся быть рыночно успешными.

Еще один вопрос, который был затронут в рамках дискуссии, это street-art сообщество. Есть ли оно в Минске и в Беларуси? Нужно ли ему, чтобы его обнаружили на арт-поле? С одной стороны, всегда будут сторонники «ортодоксального» street-art, те, кто не хочет быть видимым и обнаруженным, кто сохранит традицию street-art как субкультуры от вкраплений других видов искусства. Это правомерная позиция, достойная уважения. С другой, всегда будут художники, которые хотят расширить художественные средства, пространство, аудиторию, выйти за рамки «традиции».

В нашей стране и конкретно в Минске не существует централизованного объединения street-art художников. Это, скорее, разрозненные группы, слабосвязанные между собой. И в какой-то степени выставка способствовала обнаружению представителями разных групп друг друга, улучшению коммуникации между собой. Так, например, стало известно, что в нескольких городах Беларуси есть самиздат street-art. В течение экспозиции художники обменивались телефонами, информацией, разговаривали о том, где и какие «стены» есть в Минске или в другом городе, высказывались предложения сделать что-то совместно.

Сейчас street-art в Беларуси — это все еще не слишком активное субкультурное направление, почти неизвестное на арт-сцене, которое еще остается достаточно закрытым. Художники предпочитают не сильно вмешиваться в городское пространство и мировосприятие горожан. Их работы, как правило, скрыты от публичных мест, не размещены на центральных улицах, они не выставляются в галереях, а предпочитают интернет-пространство.

Хочется вспомнить слова беларусского художника Сергея Шабохина, который, говоря о современном белорусском художнике и его новой арт-стратегии, предлагает переходить от арт-партизанщины к арт-активизму.

OXA COROBOSS

Фотографии © pARTisan

Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.


Leave a Reply


pARTisan©, 2012-2024. Дизайн: Vera Reshto. Вёрстка: Swagg.byАнтивирус для сайта WordPres СтопВирус

103 queries in 0,248 seconds.