Артур Клинов: проект идеального города

Артур Клинов, «То, что видят птицы» \ Серия «Город Солнца»

Артур Клинов, «Стражники» \  Серия «Город Солнца»

Артур Клинов, «Дворец офицеров» \  Серия «Город Солнца»

Артур Клинов, «Большой театр» \  Серия «Город Солнца»

Артур Клинов, «Мальчик, катающийся на роликах по Городу Солнца» \  Серия «Город Солнца»

Артур Клинов, «Дворец Республики» \  Серия «Город Солнца»

Артур Клинов, «Боги Города Солнца» \  Серия «Город Солнца»

Артур Клинов, «Симметрия» \  Серия «Город Солнца»

Артур Клинов, «Башни в дождь» \  Серия «Город Солнца»

Артур Клинов \  Серия «Город Солнца»

Артур Клинов, «Свислочь» \  Серия «Город Солнца»

Архив! © pARTisan #9’2009. Публикуется фрагментами

Интервью с создателем концепции Города Солнца, автором фотоальбома «Город Солнца» и романа «Путеводитель по Городу Солнца» — Артуром Клиновым.

Недавно были обнародованы планы строительства на территории уникального памятника архитектуры — Города Солнца — ряда объектов, которые радикально изменят его вид. В чем суть программы «Город Солнца», одним из авторов концепции которой вы являетесь?

Артур Клинов: Мы предлагаем городу и стране идею большого проекта, цель которого — превращение Минска в один из крупнейших в Европе туристических и культурных центров. Но в данной ситуации малопродуктивно апеллировать к чувствам и сантиментам. Мы должны вести аргументацию с позиций экономики, использовать тяжелую артиллерию, доказывать в цифрах, что получит страна, когда реализует такой инвестиционный проект.

И вы уже готовы озвучить определенные цифры?

А. К.: Безусловно. Когда программа «Город Солнца» выйдет на проектную мощь, мы сможем реализовывать туристических услуг на половину миллиарда долларов в год. И это не все, что заграничные гости будут оставлять непосредственно в городе. А есть еще миллиарды долларов, которые инвесторы вложат в развитие инфраструктуры: строительство отелей, музеев, ресторанов, развлекательных комплексов.

Но недавно и без того были озвучены планы строительства в городе как минимум десятка высотных отелей. То есть инвесторы и без вашего проекта готовы прийти в город.

А. К.: Большинство этих проектов никогда не будет реализовано. Не по вине инвесторов, а потому что это элементы хаотичного, бессистемного инвестиционного проекта, который сейчас осуществляется в Минске. Он не имеет основного стержня, концепции, идеи, а потому осужден на провал. Ну подумайте сами, кому нужны эти отели, когда сегодня по официальной статистике в Минск ежемесячно приезжает в среднем всего-навсего шесть с половиной тысяч туристов? После возведения первых высотных отелей станет очевидна бессмысленность  строительства остальных, потому что они будут стоять пустые. Или вы думаете, в наш город вдруг поедут миллионы туристов, чтобы посмотреть на красоту этих отелей? Нет, они поедут посмотреть на уникальный архитектурный ансамбль — Город Солнца.

Однако официальная статистика оптимистично говорит о том, что количество туристов, которые приезжают в нашу страну, ежегодно растет.

А. К.: Чтобы увериться, что в нашем городе туристов нет, не нужная статистика. Достаточно пройтись по центральным улицам Минска и попробовать подсчитать количество заграничных туристов, которые случайно попадут вам на глаза.

И каким образом вы собираетесь привлечь в наш город миллионы иностранцев?

А. К.: Если на территории вашего города, условно говоря, стоит пирамида — вам, городу, стране повезло. Вы потенциально можете иметь неплохие прибыли от туристов, которые приедут посмотреть на эту пирамиду. К сожалению, Беларусь из всех стран Старого Света наиболее потерпела от бесконечных войн.

Но и на нашей территории также стоит пирамида. Это уникальный архитектурный ансамбль, который мы называем сегодня Городом Солнца. Это памятник, подобного которому нет ни у французов, ни у немцев, ни у шведов, ни у других народов. 

Так неужели немец, француз или швед, которые уже побывали в Парижах, Венециях, Прагах, не захотят хотя бы раз в жизни взглянуть на то, чего они еще не знают, — посмотреть Город Солнца?

Но почему они до сих пор не выразили большой охоты повидать Город Солнца?

А. К.: Потому что мало просто иметь на своей территории Город Солнца. Надо, чтобы о том, что он тут есть, те же немцы, французы, шведы как минимум знали. Тут мы переходим к сути нашего проекта. Инвестиционная программа «Город Солнца» состоит из трех частей: первая — собственно «Город Солнца», вторая называется «Близкая Европа», и третья — «Земля предков». Каждая из этих частей автономна и рассчитана на три разные волны туристов и, соответственно, немного различающуюся инфраструктуру. Но все они естественно взаимосвязаны и вместе работают на общий туристический бренд: «Минск — Город Солнца».

Начнем с первой части программы. Она рассчитана преимущественно на посетителей из Западной Европы и далекого зарубежья — Америки, Японии и т. д. Привлечь эту группу туристов мы сможем уже в ближайшей перспективе, потому что здесь не нужно ничего специально строить. Для них мы имеем главное — Город Солнца, уникальный памятник архитектуры. Нам остается решить только три проблемы. Во-первых, сохранить, не уничтожить этот памятник, не строить на его территории разного стеклянного кича. Во-вторых, сделать так, чтобы туристы узнали про этот памятник, т. е. разрекламировать его.  В-третьих, создать такую инфраструктуру, чтобы заграничный гость имел возможность в свое удовольствие потратить здесь свои честно заработанные американские и европейские деньги. Последний пункт наиболее сложный. Потому что эта инфраструктура должна включать в себя не только отели и сеть хороших ресторанов. Но главное — учреждения культуры. А с этим у нас большая проблема.

Мы с вами живем в уникальном городе, где сегодня нет не только соответствующих международному уровню музеев, но практически нет галерей. Но все это не так безнадежно. Мы должны посмотреть в глаза реальности — и честно себе сказать: да, в Беларуси никогда не будет художественного музея уровня Лувра или Эрмитажа.

Надо пойти другими путями и создать в Минске новые музеи — такие, которых нет нигде и которые бы соответствовали уникальности этой территории. Например, Городу Солнца очень подошел бы проект Музея Коммунизма.

Вы хотите сказать, что Коммунизм — одна из особенностей белорусской ментальности?

А. К.: Конечно, нет. Но Город Солнца — это памятник Большой Коммунистической Утопии. Когда я говорю про Музей Коммунизма, я имею в виду большую экспозицию, которая рассказывала бы не только про реализацию коммунистической идеи в Советском Союзе, но и про саму идею, про ее эволюцию от времен первых утопистов — Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. О том, как она веками развивалась в Германии, Франции, других странах Европы. О большом социальном эксперименте, осуществленном здесь и в других странах. Но это должен быть музей нового типа, музей с интерактивной экспозицией, подобный Музею Холокоста в Нью-Йорке или Музею Варшавского восстания в Варшаве.

Чем тогда второй пункт вашей программы — «Близкая Европа» — принципиально отличается от первого?

А. К.: Если в программе «Город Солнца» мы разворачиваем инфраструктуру преимущественно под западного туриста, то «Близкая Европа» ориентируется на туристов с востока, т. е. из России. Помните, когда-то во времена Советского Союза, когда мы еще не имели возможности выезжать за границу, для нас Европой была Прибалтика — Вильнюс, Рига, Таллинн. Мы ездили в эти города на пару дней, на уикенды, чтобы просто попить кофе в уютном кафе, побродить по старым улицам. Это была для нас Близкая Европа. Сегодня Минск может стать такой Близкой Европой для россиян.

Таким образом, мы имеем поток туристов с запада в Город Солнца, поток туристов с востока в Близкую Европу. На кого рассчитана третья часть вашего проекта — «Земля Предков»?

А. К.: Это так называемый этнический туризм. Конечно, Беларусь всегда была поликонфессиональной и многоэтнической территорией. Здесь жили поляки, россияне, татары, евреи. Наша программа «Земля Предков» рассчитана преимущественно на две группы — поляков и евреев. Гости из Польши уже сегодня составляют значительную часть туристов, которые приезжают в Беларусь. Нам остается только концептуально развить и усилить это направление. Из Минска родом много культовых фигур польской культуры. Почему бы нам не сделать тут Музей Монюшко или Музей Страминского — одного из выдающихся художников ХХ века, который родился в Минске.

Если говорить про евреев, тут мы имеем фантастическое количество культовых для этого народа людей, которые родом из Беларуси, — от основателей Голливуда до отцов-создателей государства Израиль. Наша страна была почти единственной частью Европы, где евреи веками жили мирно. Наши культуры взаимодействовали. Этот народ всегда был нам очень близок. Так давайте начнем возрождать наши исторические связи через туризм, через паломничество в землю предков.

Что надо сделать, чтобы этот проект стал реальностью?

А. К.: Во-первых — и это надо сделать очень срочно, потому что завтра необратимые процессы уже начнутся, — необходимо признать Город Солнца комплексным памятником архитектуры и придать ему и застройке старого Минска статус историко-архитектурного заповедника. Немедленно утвердить положение об охранных зонах. Во-вторых, необходимо пересмотреть все проекты, строительство которых еще не началось, но которые несут угрозу целостности историко-архитектурного заповедника. В-третьих, надо создать группу для детальной разработки программы создания в Минске крупнейшего европейского туристического центра. Дальше дело техники — поиск инвесторов и начало реализации программы.

И все же, почему так важно не строить на территории Города Солнца стеклянные небоскребы или другие подобные объекты?

А. К.: Это имеет принципиальное значение

Сегодня только мы обладаем патентом на право называть себя Городом Солнца. Только у нас он реализовался как цельный ансамбль, именно как город. Любая архитектура, которая разрушает эту цельность, уничтожает саму идею Города Солнца. Если мы фрагментируем его, мы потеряем право себя так называть.

В бывшем Советском Союзе очень много городов, в которых можно найти фрагменты Города Солнца. Например, в Москве, — там фрагментов Города Солнца намного больше, а отдельные — куда интереснее, чем у нас. Но там нет главного — цельного города. Я не утверждаю, что на территории Города Солнца нельзя ничего строить. Но все, что тут появляется, должно соответствовать его эстетике, стилю, дополнять и развивать его.

Как, на ваш взгляд, власть и жители Города Солнца отнесутся к вашему проекту?

А. К.: Любая власть, которая возьмется за реализацию такого проекта, соорудит себе при жизни памятник. И дело даже не в миллиардах долларов, которые в результате получит страна, не только в том, что мы откроем целую ветвь экономики. Город Солнца-2 мы делаем даже не для заграничных туристов, но в первую очередь для себя. Это проект не только туристического бренда, но Минска как одного из крупнейших в Европе культурных центров.

Город Солнца станет одним из символов белорусской государственности. Кто и в какой стране может сказать: «Я родился в Городе Солнца! Я живу в Городе Солнца!»? Этой уникальностью обладаем только мы.

История Минска — трагическая история. Но сегодня судьба дает нам уникальный шанс сделать из него город, который станет равным Парижу, Берлину, Риму. Если мы потеряем эту возможность, мы навсегда останемся серыми, провинциальными, никому не интересными. Время идет. Думайте, жители Города Солнца. Завтра уже может быть поздно.

Фотографии © Артур Клинов

Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.

Использование авторского визуального материала текста строго запрещено.


Leave a Reply


pARTisan©, 2012-2024. Дизайн: Vera Reshto. Вёрстка: Swagg.byАнтивирус для сайта WordPres СтопВирус

107 queries in 0,265 seconds.