Искусство пограничных состояний

Алексей Лунев, серия «Duty free»

Алексей Лунев, серия «Duty free»

Алексей Лунев, серия «Duty free»

Алексей Лунев, серия «Duty free»

Алексей Лунев, серия «Duty free»

Алексей Лунев, серия «Duty free»

Алексей Лунев, серия «Duty free»

Алексей Лунев, серия «Duty free»

Алексей Лунев, серия «Duty free»

1

Некрореализм – странное веяние в советском искусстве, продуктом которого стала вывернутая наизнанку тоталитарная действительность, щедро приправленная ирреальной верой в светлое завтра, которое вот-вот должно было наступить, но по непонятным причинам откладывалось в непостижимые космические дали.

2

Некрореализм родился в недрах коллективного разума ленинградских художников, которые так и не дождались наступления коммунизма, обещанного Хрущевым, но всем своим творческим божественным нутром ощущали гибель хрустального шара, испещренного тоненькими трещинами. Как оказалось, в сердце этой метафизической сферы крылся отнюдь не свет, а нечто из темных материй. Вероятно, по этой причине перечеркнутая приставка «соц» метаморфировалась в громогласную и агрессивную «некро».

3

Считается, что архитектором этих мрачных кинематографических катакомб явился Евгений Юфит. Будучи советским инженером, познавшим изнутри жизнь промышленных муравейников, он организовал полуподпольную студию кино «Мжалалафильм». Под этим вроде как забавным сочетанием букв крылось единение, в результате которого появились в материальном мире «Лесоруб», «Весна», «Мужество», «Вепри суицида». Такие ранние и невероятно смелые киноработы, впитавшиеся, словно энергия темной материи, в советскую кинопленку. Увидев это нечто новое, зрители испытывают шок. Вероятно, в глубине витает страх быть усаженным в андроповскую психушку.

4

Кто-то ищет в этом эпизоды из философии «нуара». Умные люди говорят, что послевоенная черно-белая депрессия в кино каким-то образом через десятилетия прокралась в головной мозг советского инженера и открыла в нем художника, а уже потом понеслись сумасбродные киноработы. Нуар — изящен в данном контексте, а некрореализм — весь в рывках и радикальных странствиях. Нуар концентрирует взор на эстетически прекрасной картинке, некрореализм заставляет моргать глазами и думать, что же не так в этом мире, если подобные, пограничные со смертью, работы становятся частью действительности, или, попросту — реализма.

5

Кто-то ищет в некрореализме наследие Фридриха Мурнау. Дескать, это все немецкий экспрессионизм и его оголтелое влияние. Так и есть. Только вот ужас обозримый со временем трансформируется в параноидальный страх, который зарылся глубоко в душе человека и дает о себе знать в исключительно редкие моменты прозрения. Бессознательное только открыто. Но, как и ядерной энергией, им научились пользоваться не сразу.

Таким образом, получается, что некрореализм — это и есть отработанная теория бессознательного. Уродливая, вечная, парадоксальная, выходящая за грани «нормы». 

Навыки Мурнау и фантазия Фрейда. Одушевленные, они встречаются в детском сновидении и проходят с режиссерами весь тернистый жизненный путь, заглядывая периодически в души зрителей и бесцеремонно уродуя их.

6

Кульминацией всего течения явился фильм «Папа, умер Дед Мороз», созданный Евгением Юфитом в 1991 году. Если смотреть поверхностно на это произведение озвученного, но немеющего кино, то суть будет крыться в трех словах: трупы, трупы, трупы. Их перекатывание.

Вдохновленный советской либерализацией и представленный на десятках престижных фестивалей, фильм становится зеркалом, что вещает: с советским человеком что-то не так. Садомазохистские практики, которые в 30-е были символами жертвенности и борьбой за светлую жизнь, к 90-м скатились к вялотекущей шизофрении. Врожденным диагнозом каждого, чья психика с детства была деформирована ликами идейно мертвых вождей. Квинтэссенция эпохи пышных похорон, задокументированная  в авторском кино Евгения Георгиевича.

7

Все творчество Юфита и его соратников — поиск формации нового человека. Определение методов его создания. «Серебряные головы» — ярко выраженный пример, быть может, намекающий, что новый человек вовсе не продукт прикладной науки. Только лишь духовные, частично Ницшеанские практики могут вселить качественно новый, модернизированный дух и определить другой путь нашего развития. Или же третий вариант — абсолютная бесцельность и надежда на высшую силу. «Рыцари поднебесья», отснятые на улицах и в помещениях странного города, несут такую мысль. Монументальное название, скрывающее за собой грязеподобную реальность. Сокрытые психозы, напоминающие бомбу замедленного действия. Можно только отсрочить, но предотвратить, увы, никак…

8

Современному зрителю, насыщенному эксплуатейшен-фильмами, некрореализм может показаться скучным, а кроме этого — рудиментарным явлением в кинематографе. В поисках яркой и зрелищной картинки развращенный потоками информации зритель вряд ли рассмотрит суть. А она — голая вся, представала перед заснувшим оператором и остановила время.

Фильмы этой эпохи погружают. Прежде всего, тех, кто сам оказался в жерновах системы. Наблюдал изнутри человеческую муку и подгоревшие гренки из рабоче-крестьянского материала. Сейчас же не принято создавать творчество ради творчества. Ради денег, но не для кино. Ради картинки, но не для истории.

9

Некрореализм умер. Это действительно так. Как и римская императорская власть, он просто выродился в определенный момент и стал достоянием истории. Диагнозом обществу, а не веянием в современном искусстве. Прочной платформой, которая самосформировалась в нужном месте и в нужное время, а к началу нулевых заржавела и погрузилась в информационный омут. Рыцари поднебесья умерли, а Дед Мороз так и не воскрес.

10

Тем не менее хочется верить, что грянет час, когда из бездны вновь вернутся прилежные ученики Юфита. Бывшие джедаи, ставшие ситхами медиапространств, что взбудоражат разум. Произведут своими работами настоящее искупление от мусора, что давно загромоздил собой истину и поделил на ноль мир тонких метафизических материй.

В недрах некрореализма

Если углубляться в философскую констатацию существования некрореализма как самостоятельного направления искусства, то в первую очередь надо изучить советскую тоталитарную пропаганду. Начинать с противоположной стороны баррикады лучше потому, что вся идеология советского государства во второй половине ХХ века представляла из себя глобальный культ смерти, построенный на смерти. Ратные подвиги ушедших в лучший мир во время Второй мировой войны должны были как бы вдохновлять на подобные деяния мирное население. Само направление зародилось в глубинах брежневского застоя, в начале 80-х годов, в Ленинграде. За пределы города работы художников, фотографов и режиссеров вышли лишь в последние годы перестройки, а с наступлением капитализма в России и вовсе потеряли свою актуальность, деликатно уступив место европейскому постпостмодернизму. Таким образом, обратные стороны пограничного состояния, душевного переживания и неоправданного бунтарства, застывшего на ленте времени, воплотились в этом течении. Изначально — черно-белые фотографии. Как следствие — кинофильмы и целые художественные выставки.

Пережив расцвет в 1990–1991 годах, некрореализм опять же стал достоянием андерграунда, так и не влившись в мейнстрим.

Кроме основателя Евгения Юфита, можно назвать следующих творцов некрореалистической мысли первой половины 80-х:

Владимир Кустов — российский радикальный художник, фотограф и перформер. В своих работах с точки зрения искусства исследует пограничные состояния между жизнью и смертью. Кульминационный продукт этих странствий — инсталляция «Кома».

Сергей Серп — российский художник-некрореалист. Особенность его работ заключается в цветовых гаммах. В отличие от черно-белых брутальных художественных импровизаций многих других некрореалистов, работы Сергея Серпа наполнены яркими красками, создающими эффект экспрессии. В некоей шутливой, близкой к игре форме он выстраивает коридор иллюзии. Собственно, иллюзия по версии некрореалистов и есть единое общее между смертью и искусством.

Константин Митенев — режиссер экспериментального кино, медиахудожник, фотограф. Некрореализм в его  понимании назывался «параллельным кино» и, по его словам, был воссоздан для обнажения всей дебильности этого мира. На данный момент работает в сфере цифрового искусства, близкого к посткиберпанковской формации.

Игорь Безруков – актер и режиссер кино, художник. Наиболее известная работа в кино — «Шагреневая кость». Вместе с Евгением Юфитом работал над фильмом «Рыцари поднебесья» и учился в одной киношколе.

Сегодня произведения некрореалистов находятся во множестве музеев мира, а сами художники продолжают работать в совершенно разных течениях искусства. Многие из них стали в итоге лауреатами престижных премий в области современного искусства.

Фотографии © Алексей Лунев, персональная страница на сайте Галереи современного искусства «Ў»

Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.


Leave a Reply


pARTisan©, 2012-2024. Дизайн: Vera Reshto. Вёрстка: Swagg.byАнтивирус для сайта WordPres СтопВирус

105 queries in 0,308 seconds.