САНКЦИОНИРОВАННОЕ СВОБОДНОЕ ИСКУССТВО?

Какие ассоциации вызывает у нас словосочетание «свободный художник»? Для кого-то это звучит как поэтическая метафора, воскрешающая в памяти образы либо возвышенных юношей-романтиков с горящими глазами и пышными шевелюрами, готовых на любые жертвы во имя искусства или революции, либо циничных и бородатых чудаков, исповедующих анархистские принципы в качестве своей философии жизни (даже если за этим не стоит никакой политически отрефлексированной позиции).

Праца Яўгена Шадко. Выстава «Вымярэнне пустэчы», Менск 2015

Работа Евгения Шадко. Выставка «Измерение пустоты», Минск 2015. Фото: Виктории Щербаковой, Галерея «Ў»

Для многих других свободный художник — личность подозрительная и ненадежная. Действительно, человек, не имеющий трудовой книжки, не получающий постоянных доходов, не живущий по расписанию — в едином ритме со страной и трудовым коллективом, — не подчиняющийся правилам трудового распорядка (не важно, идет ли речь о госслужбе, или о наемном труде в частной корпорации), не имеющий обязательств перед государством и вообще — занимающийся сомнительной деятельностью, на которую не распространяются «тарифные ставки» оплаты, — кажется свободным по определению.

Как бы то ни было, вплоть до недавнего времени это выражение бытовало в нашей культуре как литературный штамп, со шлейфом устоявшихся значений, которые, при всех возможных разночтениях, казалось бы, не нуждались в разъяснении. Однако беларусские власти думают иначе. Как стало недавно известно, в проекте Кодекса о культуре намечается ввести процедуру своеобразной нострификации для творческих работников [1]. Механизм уже запущен: созданная «высокая» экспертная комиссия решает, достоин заявитель звания «свободного художника» или нет (в соответствии с установленными критериями оценки художественного уровня) [2]. И когда индивид не сумел убедить комиссию в том, что он — не внук Остапа Бендера (тем более не праправнук лейтенанта Шмидта) и не рядовой участник художественной самодеятельности, он / она лишится права считаться художником. Соответственно, те, кто до сих пор (наивно) полагали, что право на самоопределение в качестве свободного художника — это неотъемлемое и (даже) естественное право автономного индивида, в итоге могут оказаться в роли никем не признанных самозванцев.

Иначе говоря, выражение «свободный художник» отныне подлежит дизъюнкции. Можно остаться художником, утратив свою свободу. А можно остаться свободным, но уже не художником, а кем-то другим.

Впрочем, разве мы не были готовы к такому повороту событий? После принятия закона о налоге на «тунеядство» (официально — Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» [3]), не приходилось сомневаться, что на очереди — все свободные художники, которые каким-то образом все еще умудряются жить, работать, но при этом — уходить от налогов и не быть подотчетными государственным службам.

Представляется очевидным, что беларусское государство — не будучи в силах справиться с экономическими вызовами (где взять деньги?), с ситуацией на внутреннем рынке труда (где официальная статистика оказывается далекой от реального положения дел), с неконтролируемой трудовой миграцией, с закрытием предприятий и ростом теневой экономики, — через принятие закона о тунеядстве в очередной раз попыталось решить проблему директивным образом, переложив всю ответственность за собственное бессилие на плечи обычных граждан. Но здесь его ожидает двойное фиаско: во-первых, про художественное воображение в законе о тунеядстве ничего не говорится, и можно не сомневаться, что предприимчивые граждане все равно что-нибудь придумают («На учет возьмусь, а воевать — шиш!» — говоря устами булгаковского персонажа из «Собачьего сердца»); во-вторых, административными методами «язвы» глобального капитализма «излечить» невозможно. Между тем в условиях повсеместного утверждения прекаритета как своеобразной (и, видимо, безальтернативной — на неопределенное будущее) нормы, в статусе «свободного художника» очень скоро окажутся и многие из тех, кто, вообще говоря, к искусству никакого отношения не имел и не собирается иметь.

В то же время обстоятельства гораздо более запутанные, и если мы хотим понять, что это значит и в каком смысле столь трогательная забота беларусского государства о свободных художниках является симптом чего-то иного, — то было бы важно углубиться в детали, .

Начнем с того, что советская культура оставила нам такое богатое фольклорное наследие на тему тунеядства, иждивенчества и социальной вредности «нетрудовых элементов», что отказаться от соблазна поиска советского следа в этой истории очень сложно (особенно если вспомнить о политических биографиях и жизненном опыте тех, кто этот закон инициировал). Могу предположить, что каждый, кто впервые услышал об этом постановлении, невольно хмыкнул, процитировав знаменитое гайдаевское: «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать?» Однако, на мой взгляд, не следует усматривать в действиях беларусских властей ренессанс трудовой этики социализма: если это и возвращение к «обществу труда» ( в условиях «общества потребления»), то исключительно в смысле попытки реанимации технологий управления, лишенных, впрочем, какого бы то ни было идейного родства с советским строем.

Без своего содержательного ядра, в иной системе экономических отношений и политических координат советские ноу-хау не работают и не подлежат реэкспорту или франчайзингу.

Чтобы сделать это различие более рельефным, было бы уместно вспомнить хорошо известную, программную статью Осипа Брика «Художник и коммуна», опубликованную в 1919 году. Со временем текст распался на цитаты, самая знаменитая из которых касается как раз трудностей в определении рода деятельности и статуса (свободного) художника: «Сапожник делает сапоги, столяр столы. А что делает художник? Он ничего не делает; он „творит“. Неясно и подозрительно» [4]. У этого утверждения много различных подтекстов: это вопрос и о том, как определить, как квалифицировать нематериальный труд и вписать его в категориальную сетку социалистической экономики; и о том, как решить проблему оплаты этого труда на эксплицитных, рациональных и прозрачных основаниях; и о том, какую пользу может приносить художник обществу (и должен ли он это делать). Если художник — такой же гражданин, как и все другие члены общества, и если его труд оплачивает государство (а «творец» при этом притязает на часть общественного богатства), то он не может быть свободен от тех принципов или задач, которые это общество стремится реализовать. В этом контексте тезис о том, что «труд художника должен быть точно определен и зарегистрирован в списках коммунальной биржи труда» [5] — не выглядит столь однозначно, поскольку регистрация позволяет также признать эту деятельность трудом и сделать сам труд «видимым», заслуживающим общественного признания и включенным в экономические отношения при социализме.

Но значит ли это, что художественная автономия и свобода художника возможны лишь при капиталистической системе? Брик на это отвечает так: «Буржуазное общество относилось равнодушно, не интересовалось этим вопросом. Пусть делает, что хочет. И величало художника то жрецом, то дармоедом. Смотря по настроению» [6]. Здесь для нас самое интересное: позиция и статус художника в «буржуазном обществе» жестко не определены, но это не значит, что взаимное «безразличие» гарантировано навсегда. Если обстоятельства («настроение») изменятся, то художник вполне может оказаться в роли «дармоеда». Что, собственно, и произошло в постсоциалистической Беларуси: не интересуясь до поры до времени умонастроениями художников (за исключением нескольких политических акционистов — например, в лице Алеся Пушкина или Дениса Лимонова), государственная машина сочла выгодным поставить художников в один ряд с «тунеядцами» (впрочем, как известно, в числе последних оказались и многие другие категории вполне безобидных граждан) [7]. И можно объяснить почему. «Настроение» отдельных чиновников тут, конечно же, ни при чем.

Во-первых, стремление установить жесткую централизацию и контроль во всех сферах социальных отношений присуще любой авторитарной системе (я имею в виду контроль как за умонастроениями, так и за средствами производства, не говоря уж о доходах) [8]. В тех случаях, когда такую систему не нужно создавать с нуля, а достаточно лишь несколько модернизировать уже существующую инфраструктуру, ловко воспользовавшись при этом «коммуникативной памятью» постсоветских граждан, — задача значительно упрощается.

Во-вторых, как выяснилось, создание репрессивных государственных идеологических аппаратов в условиях всеобщей интернетизации, экономической либерализации и при достаточно проницаемых границах не может обеспечить подавление инакомыслия. Но, как это водится во всех государствах, где восторжествовала неолиберальная идеология, задачу контроля можно решить гораздо более эффективными средствами: с помощью экономических рычагов (вариант soft power). Не хотите «подчиняться»? Ну и не нужно, просто платите деньги за свою нелояльность [9]. Попробуйте выкупить свою свободу! Чрезвычайно эффективный способ достижения цели, с попутным убийством «второго зайца» (пополнение казны за счет сбора дополнительных налогов). И статистика в полном порядке: можно себе представить (говорю это с искренним сочувствием), как трудно управлять, не зная, сколько граждан затаилось в тени Большого Брата. Другое дело, что в этой статистике художников может не оказаться: уже сейчас многие предприимчивые индивиды зарегистрировались как индивидуальные предприниматели (а с ИП власть разговаривает иначе — в первую очередь посредством налоговых сборов; дискуссии об эстетической значимости созданного / проданного здесь неуместны).

В-третьих, недвусмысленно обозначая свою поддержку официальным творческим Союзам (объединениям художников, дизайнеров и т.д.), давая им привилегию селекции, государство деликатно напоминает «творческим союзам», что будет и впредь тщательно контролировать распределение ресурсов, поступление доходов, и сохранит за собой право — номинировать и легитимировать.

Все, что не санкционировано «сверху», подлежит делегитимации — с вполне калькулируемыми экономическими затратами для тех, кому экспертная комиссия откажет в «оригинальности» или «новаторстве».

В этом контексте особенно двусмысленным может оказаться положение художников, состоящих «на учете» в том или ином творческом союзе. Им не придется подтверждать свой статус и проходить унизительную процедуру оценивания на соответствие, но возникает резонный вопрос: если N. имеет удостоверение члена Союза художников (со всеми вытекающими отсюда бонусами), вправе ли он/она считать себя свободным (художником) — не опасаясь возможных юридических последствий за «самозванство»?

Альмира Усманова

[1] См.: «Свободные художники для подтверждения своего статуса должны будут обращаться в Минкультуры» // БелТА (от 3 марта 2016 года) (http://www.belta.by/culture/view/svobodnye-hudozhniki-dlja-podtverzhdenija-svoego-statusa-dolzhny-budut-obraschatsja-v-minkultury-184103-2016/).

[2] См. Каб стаць творчым работнікам, альтэрнатыўным музыкам давядзецца пісаць партытуры // Еўрарадыё (ад 18 красавіка 2016 года) http://euroradio.fm/kab-stac-tvorchym-rabotnikam-alternatyunym-muzykam-davyadzecca-pisac-partytury.

[3] См., например: «Закон по полкам. Все, что нужно знать о сборе за тунеядство» (http://finance.tut.by/news442492.html).

[4] Осип Брик, Художник и коммуна // Изобразительное искусство, 1919 г., N 1, с. 25–26.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] У меня не вызывает удивления, что женский труд (труд «домохозяек») опять оказался неучтенным: разумеется, образ «домохозяйки» неоднозначен (особенно благодаря медийным репрезентациям), но если иметь в виду, что забота – это тоже работа, со своими экономическими «ловушками», психологическими издержками и темпоральными ритмами, то может возникнуть немало вопросов о том, какие виды «труда» вообще оказываются невидимыми для правового поля.

[8] См. более подробно о модели взаимоотношения художников и государства и роли «творческих союзов» в тоталитарных культурах: Игорь Голомшток, Тоталитарное искусство. Москва: Галарт, 1994 (в частности раздел «Организация: мегамашина тоталитарной культуры», с. 92–101). Важно иметь в виду, что «наиболее зловещей чертой этих тоталитарных союзов стала их общеобязательность: только став членом одного из них, художник обретал право на профессиональную деятельность» ( с.95).

[9] Точно таким же образом литовские власти «решили» проблему контроля за зрительскими симпатиями подозреваемых в нелояльности граждан, введя за подключение к «пропагандистским» российским каналам дополнительную оплату. Это тот случай, когда тоталитарное мышление вполне успешно маскируется под демократию, используя право на свободу выбора – платить или не платить – в качестве своего алиби.

Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.


Leave a Reply


pARTisan©, 2012-2024. Дизайн: Vera Reshto. Вёрстка: Swagg.byАнтивирус для сайта WordPres СтопВирус

97 queries in 0,281 seconds.