СЕРГЕЙ ГУДИЛИН: БЕЛАРУСЬ – ЭТО МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ ХАОС

23 июня были объявлены результаты «BelarusPressPhoto-2014» — самого неоднозначного, но, фактически, единственного конкурса репортерской фотографии в нашей стране. Ему постоянно пророчат короткий срок жизни, душат судебными процессами, но сам конкурс, вот уже пятый год, продолжает исправно отражать языком медиа самые исторически и культурно значимые события минувшего года. Несмотря на негативную коннотацию профессии фотожурналиста в Беларуси, фронт не опускающих свои камеры последнее время остается неизменным.

В числе победителей «BelarusPressPhoto» уже не первый год – Сергей Гудилин, фотограф «первой беларусской газеты» ( «Нашай Нивы» — прим. Ред.), человек, искренне любящий свою профессию и продолжающий документировать нашу обыденность, задавая себе самому и зрителям вопросы, касающиеся очень щекотливой и нужной темы – самоидентификации беларусской нации.

В своих интервью Сергей называет Беларусь «одной из самых не снятых стран мира» и на примере собственных проектов пытается эту ситуацию изменить, продвинувшись за 8 лет в профессии от «пацанской» истории о закрытой армейской субкультуре до проекта «Край Беларуси», где объектом его внимания становится вся страна.

Фотография Сергея Гудилина «Пастух», удостоенная первого места в номинации «Репортажный портрет (синглы) в конкурсе BelarusPressPhoto-2014

Фотография Сергея Гудилина «Пастух», удостоенная первого места в номинации «Репортажный портрет (синглы) в конкурсе BelarusPressPhoto-2014

В хорошем смысле «патриотический» проект, над которым Сергей Гудилин работает последние несколько лет – похвально амбициозен и масштабен. В его основе лежит идея своеобразного атласа Беларуси, иллюстративного календаря, визуально представляющего в движении времен года самые отдаленные населенные пункты Беларуси. Таким образом, название, данное автором — «Край Беларуси» — также получает несколько интерпретаций. «Край» как страна, в которой мы живем. «Край» как географически крайние точки севера, юга, запада и востока. Сам фотограф поясняет:

«Идея также состояла в том, чтобы описать крайности нашей жизни. Бытовой. Беларусской. Очертить, описать и понять.  Беларусь – одна из самых не снятых стран мира. И я подбираюсь к ней с окраин. Это, конечно, самое простое, что было. И, на первый взгляд, не очень интеллектуально…. Просто поехать в одну сторону, в другую, третью, четвертую. Просто смотреть, что там происходит. Задумка в том, чтобы реально сделать очень яркий иллюстративный календарь белорусского быта. Атлас».

Фотография Сергея Гудилина из серии «Выпускницы 2012»

Фотография Сергея Гудилина из серии «Выпускницы 2012»

С зимы 2012 года Сергей Гудилин уже посетил четыре крайних населенных пункта Беларуси, снимая фото и видео, записывая звуки, голоса и истории незнакомых людей, живя по неделе в городках, которые он находит в интернете и энциклопедиях во время предварительной подготовки. В Освее (северном пункте назначения в проекте «Край») Сергей снял историю пары кочегаров. В Полесском Комарине – день Победы, в когда-то зажиточном Высоком – случайную вычурную свадьбу с оркестром в местном парке. Фотограф признается, что старается, несмотря на серьезную исследовательскую работу, предшествующую каждому путешествию, не ограничивать свое видение фильтром штампов и заготовленных сюжетов.

«Всегда есть желание встречать истории на ходу. Они же сами тебя находят и цепляют, — поясняет Сергей, — конечно, есть какой-то набор фаз, то, что мне нужно: социалка, развлечение, личная жизнь, старость. Либо старость и молодость. Но эти темы обычно потом сами и проявляются».

Вспоминая первую часть своего проекта, Сергей рассказывает о пяти днях, проведенных в февральской Освее – самом крупном населенном пункте беларусского севера, расположенном за Верхнедвинском в 5 километрах от границы с Россией и Латвией:

«В Освее я поселился у подписчицы «Нашей Нівы» — бабульки, которая очень давно выписывает нашу газету. Живет она там в квартире в советском кирпичном бараке, где раньше было какое-то индустриальное предприятие. Ну, приехал я в эту Освею и хожу взад-вперед, снимаю все подряд: пейзажи, разрушенные дома… знакомлюсь с людьми на уровне: «Дай закурить!» — «А ты кто?» Всегда в таких вещах ты должен трындеть как беларусское радио, понимая, что от этого зависит дальнейшая эффективность работы. «Я — фотограф… Меня зовут Сергей. Я живу там-то и снимаю такую вот штуку… По Беларуси езжу» Такой вот бред, повторяющийся в день раз по двадцать с разными людьми.

Именно так, на улице, я познакомился с семьей кочегаров, которые стали героями истории. Муж шел с работы, мы познакомились и пошли к нему домой уже вместе. Дома он с женой пьет, в гостях они тоже пьют, на работе они тоже пьют. В общем, я с ними вот так целый день прожил».

Особенным впечатлением от Освеи, моментом, который, однако, останется только в памяти Сергея, стала встреча с местными бабульками, которые, согласно неписаным древним белорусским традициям, еженедельно посещают кладбище помянуть предков.

«Там такая бабулька… она пошла читать молитву, голосить… Это когда просто голосят по умершим… И это настолько меня «цепануло»… Мороз был. Февраль. Она на кладбище. И это пронизывающее голошение, как самая сильная жизненная вещь, которую я видел.

Может быть, она не такая эмоциональная, как теракт в минском метро или тема Майдана. Но лично во мне эта бабулька зацепила и тронула гораздо больше. Именно тот быт, неописанная никем культура тех краев. Сейчас мое единственное сожаление в том, что я не успел записать аудио этого голошения. Картинки есть. А аудио – только у меня в голове…»
Фотографии Сергея Гудилина из серии «Instavillage»

Фотографии Сергея Гудилина из серии «Instavillage»

На совершенно другого рода историю Сергей Гудилин наткнулся во время поездки на беларусский запад в городок Высокое. Он отмечает, что географическая близость с Польшей, при некоторой предприимчивости местных жителей, благоприятно отразились на общем экономическом уровне поселения. «Короче, когда-то это было очень богатое местечко», — рассказывает Сергей.

Со временем налаженную с Польшей прибыльную торговлю бензином запретили, но факт быстрых денег и вытекающее отсюда острое желание показать свою обеспеченность не мог не отразиться на специфических культурных особенностях обитателей города. Фотограф вспоминает, что еще когда он собирался в эту поездку, то изначально задумал снять местную свадьбу. С этой целью он принялся рассылать сообщения незнакомым пользователям социальных сетей, у которых в графе места проживания было упомянуто «Высокое».

«Здравствуйте, я – белорусский фотограф. Работаю там-то…» Рубишь спам, человек 100-150 спамишь. Подготовка такая, — улыбается Сергей. — Просто ищешь возрастную категорию адекватных, или же часто посещаемые аккаунты. Была какая-то подруга, которая вроде бы должна была устраивать свадьбу, новскоре я получил от нее отказ.

А я потом гуляю по этому городку, и тут раз – такая штука! Играет маленький оркестр на скрипочках в парке, арочка, гости. По-богатому. Крутая свадьба. И аж 4 фотографа! Так моим главным сюжетом стало то, как делаются фотосессию для этой самой местной крутой свадьбы. Стилистика там, конечно, убожеская. Не на ладошке, но приёмчики у них… собственно, суть моей съемки была вот в этих приёмчиках. То, как люди себя представляют, какими они хотят себя видеть.

Это ведь тоже часть беларусской ментальности, на которую я с краёв смотрю и стараюсь понимать эту страну».

Объясняя свой интерес к культурным феноменам Беларуси как к объектам собственного визуального исследования, Сергей вспоминает то, как остро он ощутил необходимость работать с локальным контекстом на фоне недавних украинских событий: «Когда начался Майдан, очень много беларусских фотографов ломанулись туда снимать. Сам я при этом вообще не чувствовал темы, фотографически ее не понимал. Понятно, насколько происходящее круто, впечатляюще, какие они все молодцы, как вся нация смогла все это организовать, выдержать и якобы победить. Либо какой ценой. Но меня не зацепило. … Я знал, что ее снимут и без меня и снимут круто…

У меня вот национальное в фотографии. Мне интересны наши, местные, темы.Одного знания же мало. Его нужно описывать и понимать. Чем я и занимаюсь».
Фотографии Сергея Гудилина из серии «Меню для предков»

Фотографии Сергея Гудилина из серии «Меню для предков»

Естественно, передвигаясь по стране настолько часто и находясь в таком плотном общении с обычными не столичными людьми, Сергей становится более, чем документальным архивариусом беларусских традиций. И вопрос об особенностях белорусского коллективного «я» не раз встает перед ним.

Кто они – сегодняшние беларусы? Те, кто ходит с едой на могилы почивших родственников, закупает провизию в автомобильных лавках, просит на улице прикурить? Какие истории они держат у себя за пазухой? Кто и когда сможет эти истории услышать?

Сергей Гудилин называет традиционный деревенский уклад действительно очень закрытым. Исторически обусловленная конфронтация самых разных политических сил, постоянно разворачивавшаяся на территории Беларуси еще со времен Речи Посполитой, сформировала нашу ментальность, которую, по убеждению фотографа, можно определить как «мультикультурный хаос».

«Именно хаос, из которого, хрен его знает, родится что-нибудь системное или не родится! – заявляет Сергей. — Сейчас сущность беларусской идентичности – как раз вот в таком миксе. И я это сам и наблюдаю. В каких-то больших штуках, наподобие «Край Беларуси» или в более мелких проектах. «Меню для предков» или «Интерьеры избирательных участков». Этот непонятный хаос, в котором собираются штучно совершенно непостижимые образы!

Сергей Гудилин. Из серии «Интерьеры избирательных участков»

Сергей Гудилин. Из серии «Интерьеры избирательных участков»

Но на самом деле… хочется как бы… литературного языка. Хочется, чтобы «трасянка» нашей жизни вышла в что-то оформленное… Хотя, может быть, этот хаос мультикультурности – он и есть наша какая-то уникальная вещь!…

В таком случае его нужно правильно описывать и понимать, а на основе его строить общее. И в дальнейшем принимать решения. Вообще, во всех сферах».

Ольга Бубич, июнь 2014

На обложке // фотография Сергея Гудилина из проекта «547 дней»

Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.


Leave a Reply


pARTisan©, 2012-2024. Дизайн: Vera Reshto. Вёрстка: Swagg.byАнтивирус для сайта WordPres СтопВирус

101 queries in 0,287 seconds.